Трансвестизм
Понятия, описывающие поведение, связанное с переодеванием в одежду противоположного пола, еще не сформулированы окончательно. Термин "Трансвестизм" применяется для описания поведения индивида, который по тем или иным причинам переодевается в одежду противоположного пола. Кроме того, данный термин относится к индивидам, которые испытывают тягу к подобному переживанию, иногда сопровождаемую сексуальным возбуждением. Многие трансвеститы испытывают чувство глубокой релаксации, отказываясь от своей привычной гендерной роли. Переодевание в одежду противоположного пола едва ли можно назвать новым явлением. Подобное поведение было характерно для многих культур. Судя по историческим источникам, оно существовало в античную эпоху, в средние века и в эпоху Возрождения (Bullough & Bullough, 1993, 1997). Поведение, связанное с переодеванием в одежду противоположного пола, наблюдается среди гетеросексуалов, лиц с гомогендерной ориентацией, бисексуалов и людей, для которых характерна гипосексуальность. Иными словами, речь идет о весьма разнородной группе (Levine, 1993). Мужчин, проявляющих кроссгендерные тенденции, иногда называют "ряжеными". Трансвеститы бывают, как правило, вполне благополучными гражданами, чьи предпочтения в выражении собственной гендерной идентичности не наносят никакого вреда окружающим. Несмотря на то, что негативное самовосприятие и проблемы в межличностных отношениях могут заставить трансвестита обратиться за помощью к терапевту, многие специалисты полагают, что в принципе, трансвестизм не требует психологического вмешательства или лечения.
Одна из форм трансвестизма является разновидностью фетишизма и заключается в том, что индивида привлекает в сексуальном плане определенный элемент одежды, которую носят, как правило, лица противоположного пола. Вообразим себе мужчину, который испытывает сексуальное возбуждение, рассматривая различные предметы женского нижнего белья и прикасаясь к ним. Однажды он может заметить, что сексуальное возбуждение обостряется, когда он надевает на себя тот или иной предмет женского нижнего белья. Для того чтобы испытать подобное сексуальное возбуждение, некоторые мужчины полностью переодеваются в женское платье, украшают себя женской бижутерией и подражают женским манерам. Иногда подобные действия вызывают лишь минимальное или мимолетное сексуальное возбуждение. Однако человек продолжает время от времени переодеваться в одежду противоположного пола, поскольку испытывает при этом чувство раскрепощения и релаксации. Обычно склонность к переодеванию возникает в детстве, а в подростковом возрасте превращается в привычку. У взрослых эта тенденция исчезает крайне редко (McConaghy,1993; Zucker, Bradley,&Sullivan,1993).
Мы не имеем в своем распоряжении достаточного количества надежных данных, на основании которых можно было бы судить о распространенности трансвестизма, однако, скорее всего, это явление получило более широкое распространение, чем принято считать. По некоторым оценкам, 3-5% мужского населения Соединенных Штатов, по меньшей мере изредка, переодевались в женскую одежду (Alien, 1989). Согласно результатам опросов, 6% мужчин и 3% женщин имеют опыт, связанный с трансвестизмом (Janus & Janus, 1993). Опрос, проведенный среди студентов журналом "Details", продемонстрировал, что 5% молодых людей и 3% девушек переодевались в одежду противоположного пола (Elliott & Brantley, 1997). Несмотря на то что, согласно существующим данным, трансвестизму подвержены в основном мужчины, в последнее десятилетие проводились исследования женщин, испытывающих эротическое влечение к мужской одежде (Bullough & Bullough, 1993). По крайней мере, те женщины, которые принимали участие в исследовании, испытывали меньшую тягу к переодеванию в одежду противоположного пола, чем мужчины-трансвеститы. Объяснить меньшую распространенность трансвестизма среди женщин не так уж трудно. Западная мода ориентирована прежде всего на женщин. Едва ли можно отыскать аксессуары или предметы туалета, являющиеся исключительно мужскими. Мужчины, в отличие от женщин, не могут использовать в своей одежде элементы женского гардероба без риска вызвать толки и косые взгляды окружающих. Таким образом, женщина и мужчина, переодевающиеся в одежду противоположного пола, существуют в разных социальных контекстах, поэтому мужчины совершают подобные акты в одиночестве и зачастую стараются скрыть свои склонности от окружающих (Wy-socki, 1993).
Некоторые мужчины-трансвеститы являются активными участниками неформальной субкультуры. Существуют организации трансвеститов, выпускаются журналы, предназначенные для мужчин, которым необходимо переодеваться в женскую одежду, для того чтобы снять эмоциональное напряжение и избавиться от тревоги. Устраиваются показы мод и парикмахерского искусства с участием трансвеститов. Большинство участников таких собраний составляют гетеросексуалы, хотя число трансвеститов с гомогендерной ориентацией на подобных мероприятиях выше, чем принято считать (Bullough & Bullough, 1997). Некоторые трансвеститы скрывают свои предпочтения от жен и переодеваются в женскую одежду вне дома; иные сообщают женам о своих склонностях. Доступные нам клинические данные свидетельствуют о том, что иногда жены принимают склонности мужей-трансвеститов и свыкаются с таким поведением. По оценкам одной из организаций мужчин-трансвеститов, около 50% жен участников этой организации вполне лояльно относятся к поведению своих мужей (Beecroft, 1992).
Ученые приступили к исследованию, цель которого заключается в том, чтобы, начиная с 4-летнего и вплоть до подросткового возраста, проследить развитие мальчиков, проявляющих склонность к переодеванию в женскую одежду. В том случае, если подобные мальчики по тем или иным причинам не могут достать девичью одежду, они имитируют ее при помощи кусков ткани, длинных футболок и других подручных материалов. Кроме того, в ходе детских игр они предпочитают женские роли и подражают женским манерам. Тем не менее невозможно определить, в какой мере данное поведение является игровым элементом, а в какой - симптомом расстройства гендерной идентичности (Zucker, Bradley, & Sullivan, 1993). Согласно результатам одного из исследований личностных черт взрослых мужчин-трансвеститов, показатель способности к эмоциональной привязанности и сердечности у таких индивидов несколько ниже среднего уровня, что, по всей видимости, является предпосылкой для определенных проблем в отношениях с другими людьми (Wise et al., 1991; Wysocki, 1993).
По материалам книги Гэри Келли "Основы современной сексологии"
|